Музыка сфер

Музыка сфер

Как это было: история рождения панорамного витража с изображением Валентины Владимировны Терешковой в Культурно-просветительском центре имени В.В.Терешковой


Рассказывая в соцсетях о своем визите в Ярославский планетарий, посетители Центра непременно делают памятные селфи рядом с витражным портретом Валентины Владимировны Терешковой в центральной части фойе у Звёздного зала. Да и сама Валентина Владимировна не раз была запечатлена на этом фоне с гостями Центра из разных городов, регионов и стран.

Зрителя завораживают сияние лучистых глаз Валентины Терешковой, её открытый взгляд с озорными искорками, женственная полуулыбка. Такова сила человеческой личности, органичное сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы.

Это действительно уникальная в своем роде работа известных ярославских мастеров живописи и графики. Знакомьтесь: участники международных, всероссийских, региональных и областных выставок из Ярославского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз Художников России» Александр Сергеевич Александров, Валерий Павлович Зуб, Леонид Алексеевич Малафеевский.

Проект выполнен ими в предельно сжатые сроки – при подготовке к тысячелетнему юбилею города Ярославля в 2010 году. Сегодня он стал визитной карточкой Центра имени В.В.Терешковой.

Панорамный космически-звёздный витраж с портретом Валентины Владимировны Терешковой – масштабное декоративное полотно в прочной, строгой, лаконичной металлической раме.

Основание объекта для большей световой пластичности описывает плавно вогнутую к середине композиции дугу, выразительно подчеркивая изящество и воздушность лёгкого изгиба, словно приобнимая каждого зрителя.

Витражную технику знали ещё в Древнем Египте, хотя расцвет её пришелся на период европейского Средневековья и эпоху Возрождения. Романские храмы, готические соборы охотно декорировали витражами: при мерцании свечей они выглядели таинственно-торжественно.

Спустя столетия об утраченных секретах средневековых мастеров вспомнили в конце XIX века. В результате экспериментов родился новый способ, позволивший собирать витражи и в плоскости, и в объеме, что максимально увеличивало их зрелищность.

Этот способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги блестяще развил Луис Комфорт Тиффани, сын знаменитого американского ювелира.
К началу ХХ столетия он был известнейшим в мире производителем цветного стекла в промышленных масштабах, создав стёкла не менее пяти тысяч оттенков. Его метод и разнообразные материалы буквально произвели революцию в художественном стеклоделии.

В начале XX века разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны в России. В Петербурге и Москве массово украшали витражами особняки и церкви, школы и театры, магазины и рестораны.

Терминология трансформировалась: «транспарант» или «стеклянную картину» сменила «стеклянная мозаика». Позже – «узорное окно», «витро». Само слово «витраж» в русском языке появилось в 1900-е годы, обозначая «произведение изобразительного декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение»

 Изобразить уже в ХХI веке на масштабном полотне из стекла и металла всемирно известную героиню космоса – интереснейшая задача. Ведь неповторимую палитру художника, способную передать едва уловимую Музыку сфер, как говорили древние, создаёт не только богатство колористических оттенков, но и сплав мироощущения и мировосприятия художника.

Мало кто пытался рисовать музыку, но вот у ярославских художников, для каждого из которых характерны поиски новых художественных форм, такой необычный опыт есть. Это ощущается зрителем.

Креативный авторский ансамбль синергетически умножил творческие возможности каждого из мастеров, позволив создать удивительный арт-объект.
В композиции использован метод диагонального золотого сечения с правой композиционной диагональю, где при пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуются особые точки – «точки силы» или «узел внимания». Именно на них останавливается взгляд, благодаря им композиция выглядит равновесно.

Составлен витраж из 44-х скрепленных специальными фиксаторами самостоятельных прямоугольных фрагментов (по 11 штук в 4 ряда).

 Каждый из них набран из спаянных в технике Тиффани цветных стеклянных кусочков, в общей сложности превышающих полторы тысячи элементов, имеющих свыше 110 цветовых оттенков. Площадь его составляет почти 30 м2.

Ярославские мастера чрезвычайно тщательно подбирали цвета и фактуру стёкол. Внимательный взгляд определит здесь более 60-ти тонов синего и зеленого цвета: берлинскую лазурь и кобальт, ультрамариновый и стальной, сизый и васильковый, лазурный и изысканные «циан», «виридиан».
Кто-то искушённый заметит среди гармонично перекликающихся фактурных гранатовых, карминных, насыщенных коралловых и шафрановых акцентов экзотический бледно-розовый «цвет бедра испуганной нимфы» и загадочно-бежевый «шамуа».

Использовали все основные виды материала: колоресцентное, античное стекло (имеет неоднородные прозрачные и матированные области); опалесцентное (не столько пропускает свет, сколько его преломляет); прозрачное кафедральное; полупрозрачное транслюцентное; стекло со структурированной и ребристой поверхностью.
Также применялся так называемый «сэндвич-метод», когда для достижения необходимого тона послойно складываются два-три стекла.

Основные этапы изготовления витража в технике Тиффани неизменны до сих пор. Всё началось с разработки и утверждения основного эскиза. Для витража Ярославского планетария трое художников сначала изучили все доступные изображения героини, отражающие характерные особенности её образа, и выполнили три самостоятельных эскиза.
Потом с учетом всех идей из них был составлен один-единственный вариант. Наиболее полно замыслу мастеров отвечали плакатная лаконичность выразительного портрета первой в мире женщины-космонавта в абстрактном космическом обрамлении.

За основу концепции взяли знаменитую фотографию Валентины Владимировны в скафандре, обошедшую все мировые СМИ.
Были определены размеры и максимально допустимые габариты витражного полотна. Конструкторы рассчитали изгиб дуги, а по особой формуле – суммарный вес объекта.
Предусматривались разделение на отдельные фрагменты, цветовая гамма. Важный момент – подборка стекла по цвету и фактуре: ведь цветное стекло позволяет определить его тончайшие оттенки и истинный цвет только при наличии особого освещения.

Затем сделали дублирование эскиза будущего витража на монтажном листе в натуральную величину (профессионалы называют такую заготовку «картоном»). После этого «картон» разрезали на отдельные пронумерованные детали для создания шаблонов.

На матрицу нанесли линии эскиза, по которым производится сборка с учетом криволинейной формы. Стекла нарезали на отдельные фрагменты согласно нумерации деталей. С помощью шлиф-машины зашлифовывали края и неровности стекла с подгонкой стыков.

Трудоемкий и кропотливый процесс – оборачивание медной фольгой каждой детали по периметру с обезжириванием особым химическим веществом для очистки металла. Зато медная фольга позволяет проработать мельчайшие детали рисунка.

Детали собирали на «картоне», прочно спаивая между собой свинцово-оловянным припоем с лицевой и обратной стороны, а спайки покрывали коричневой патиной для придания цвета и дополнительной защиты припоя антиоксидантами.

После этого начинались собственно сборка и монтаж витража из фрагментов, установка дополнительной подсветки. Технические нюансы, несоблюдение технологии могли полностью исказить первоначальный авторский замысел. К счастью, здесь этого не произошло.

Так в Ярославле на площадке Центра появился своего рода Музей одной картины. В феерическом космическом сюжете слышится удивительная Музыка сфер и чувствуется мощное Земное притяжение нашей ярославской Чайки, отражая образ человека удивительно цельного, умного, сильного, доброго и яркого.


Ирина Григорьева