Восход: 06:56
Заход: 17:08
День: 12:12
Ночь: 11:48
Фаза Луны:
скоро полнолуние
72-93-61 Ежедневно 9:00 – 21:00
72-82-00 · 72-91-55 Групповые заявки Пн – Пт, 9:00 – 18:00
Отправить заявку

ПОСТ-РЕЛИЗ творческой встречи студентов ЯГПУ имени К.Д. Ушинского на тему «Эксперимент в искусстве», посвященной 140-летию со дня рождения Казимира Малевича в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал»

01.03.2018

 

1 марта 2018 года в интерактивном классе ГАУК ЯО «Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой» состоялась творческая встреча студентов кафедры журналистики и издательского дела и будущих дизайнеров ЯГПУ имени К.Д. Ушинского на тему «Эксперимент в искусстве», посвященная 140-летию со дня рождения Казимира Малевича. Встреча проходила в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Экспертом выступила заместитель заведующего кафедрой, доктор культурологии,профессор ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Татьяна Владимировна Юрьева.

От имени директора Центра Ирины Николаевны Трофилёвой участников приветствовала руководитель отдела Центра Марина Городенская. Со вступительным словом к анимационному фильму «Малевич. Победа над Солнцем» из собрания медиатеки Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (раздел «Художники») выступила медиатор встречи – редактор методического отдела Центра Ирина Григорьева, член Союза журналистов России.

Об эксперименте и творческом поиске нового, находках и свершениях очень часто говорят в связи с авангардом. Именно поэтому собравшиеся познакомились с выполненной Русским музеем мультимедийной реконструкцией одного из вариантов знакового футуристического произведения:поставленного в 1913 году спектакля-оперы «Победа над Солнцем» поэта Алексея Кручёных, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича. Будучи буквальным выражением алогизма в слове, изображении и музыке, в историю искусства эта постановка вошла как программно-футуристическое произведение, одно из наиболее провокационных и нестандартных в XX столетии, призванная перевернуть основы представления россиян о театре.

При написании либретто Кручёных руководствовался своей поэтической концепцией «заумного языка», пролог писал Хлебников. Авторы по-своему воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. По выражению Малевича, «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Кручёных распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».

После просмотра медиафильма «Малевич. Победа над Солнцем» из собрания медиатеки Государственного Русского музея встреча, посвященная теме эксперимента в искусстве, продолжилась в «Звездном зале» демонстрацией нестандартной программы уже ХХI века. Полнокупольная лента «Лунная походка» (©Clea T. Waite, 2010) – экспериментальное кино в стиле «арт-хаус». Такое кино рассчитано на подготовленного зрителя, и новые идеи тоже разрушают стереотипы восприятия, предлагая альтернативное видение мира.

Сегодня, когда нас окружила новая реальность, стремительно рождаются новые формы, виды, подвиды, стили искусства, в том числе в цифровом формате: видео-инсталляция, компьютерная графика, сетевое искусство, медиа-перформанс, а также жестко спорные направления и методы создания произведений, как, например, некрореализм или пластинация, справедливо вызывающая говорящие заголовки рецензентов: «Искусство или глумление?».

Фильм «Лунная походка» представляет собой абстрактные завораживающие мечты-видения Луны из прошлого человечества и его настоящего, представленные во всех аспектах вкупе с историями из различных культур народов всего мира. Это своеобразный коллаж из собранных фрагментов песен, фильмов и фотографий, различных лунных достопримечательностей. Образы сочетают традиционный киномонтаж, трехмерную компьютерную анимацию и цифровой композитинг. Саунд-трек – смесь оригинальной музыки в сочетании с поэтическими текстами и таинственно-непонятными звуками Космоса. Это кинопроизведение по духу оказалось очень созвучно супрематическому Космосу триптиха Малевича «Черный квадрат. Черный круг. Черный крест».

После обсуждения заявленной темы в формате свободного микрофона встреча завершилась финальным выступлением эксперта – профессора Т.В. Юрьевой. Участники отметили, что получили сильные эмоциональные впечатления от увиденного материала, задумались об ответственности Мастера за свое творение. Мир не должен стоять на месте, но нельзя забывать о духовности искусства, поддаваться так называемому клишированию нашего сознания, клипированию нашего взгляда и надо учиться отделять зерна от плевел, способствуя переустройству мира на прекрасных гуманистических началах.