Восход: 06:45
72-82-00 · 72-91-55 Групповые заявки Пн – Пт, 9:00 – 18:00
Отправить заявку

Астрономическая неделя c 07 сентября по 13 сентября 2015 года

07.09.2015

На данной неделе продолжается наиболее благоприятное время для наблюдений звездного неба в средних широтах страны. Млечный Путь и находящиеся в нем звездные скопления и газо-пылевые туманности предстают перед взорами наблюдателей во всей красе, тем более, что Луна уже не будет засвечивать небо недели, поэтому наблюдения туманных объектов будут весьма и весьма благоприятны. Особенно интересны объекты Мессье в созвездии Стрельца, а описание некоторых из них можно найти в последних номерах журнала Небосвод. Описываемый период весьма насыщен астрономическими явлениями. 7 сентября произойдет покрытие на 4 секунды звезды TYC 1800-02201-1 (6.3m) из созвездия Тельца (Плеяды) астероидом (2520) Novorossijsk при видимости в С.-Петербурге и Карелии, 8 сентября долгопериодическая переменная звезда X Единорога достигнет максимума блеска (6,4m), 9 сентября метеорный поток Сентябрьские эпсилон-Персеиды - в максимуме действия (зенитное часовое число - ZHR - 6). 11 сентября произойдет покрытие Луной (Ф= 0,05) звезды омикрон Льва (3,5m) при видимости на Европейской части страны, 13 сентября в Антарктиде и Южной Африке увидят частное солнечное затмение и в этот же день долгопериодическая переменная звезда R Волопаса достигнет максимума блеска (6,2m).

Из планет Солнечной системы: Меркурий виден в южных районах страны на фоне вечерней зари, а Венера и Юпитер - на фоне утренней зари, Марс наблюдается севернее Венеры. Сатурн имеет благоприятную вечернюю видимость, а Уран и Нептун можно обнаружить в бинокль или телескоп в течение всей ночи, используя карты их движения среди звезд.

Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Тельца, Близнецов, Рака и Льва, обладая утренней видимостью. Ночное светило начало недели проведет в созвездии Ориона, которое посетит в ночь с 6 по 7 сентября. Перейдя в созвездие Близнецов, Луна останется в нем до полуночи 9 сентября, уменьшив фазу до 0,16. Вступив на территорию созвездия Рака, старый месяц 10 сентября при фазе 0,08 пройдет севернее Венеры, а 11 сентября перейдет в созвездие Льва. В этот день на фоне утренней зари можно будет наблюдать интересное сближение в секторе 23 градусов 5 ярких светил: Луны, Венеры, Юпитера, Марса и Регула. Бинокль сделает наблюдение этого явления более эффектным. Продолжая движение по созвездию Льва, Луна 13 сентября примет фазу новолуния, когда и произойдет частное солнечное затмение, видимое в Южной Африке и Антарктиде.

Из комет блеском около 11m обладает C/2014 Q2 (Lovejoy), которая движется к югу по созвездию Геркулеса. Комета Jacques (C/2015 F4) с блеском около 12m наблюдается высоко над горизонтом в вечернее и ночное время в созвездии Лиры (близ Веги). Угловое расстояние между этими двумя кометами составляет около 30 градусов. Небесная гостья P/Kopff (22P) имеет звездную величину около 10m и движется к востоку по созвездию Весов (в трех градусах от звезды альфа Весов и правее Сатурна). Все три кометы можно отыскать на вечернем небе. Карты путей комет и астероидов имеются в КН на сентябрь и Астрономическом календаре на 2015 год.

Среди астероидов самый высокий блеск (6,4m) имеет Веста, перемещающаяся по созвездию Кита. На данной неделе ее можно попытаться отыскать невооруженным глазом. Второй по блеску является Церера (8,4m), совершающая путь по созвездию Стрельца.

Из относительно ярких (до 8,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: X MON (7,4m) 8 сентября, U MIC (8,8m) 8 сентября, S UMI (8,4m) 11 сентября, S LAC (8,2m) 11 сентября, V GEM (8,5m) 12 сентября, R BOO (7,2m) 13 сентября.

Из основных метеорных потоков активны альфа-Ауригиды из созвездия Возничего, Южные Тауриды из созвездия Тельца и Сентябрьские эпсилон-Персеиды.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля на данной неделе: Луна - Венера, Луна - Марс, Луна - Юпитер, Луна - Регул, Меркурий - эта Девы, Венера - альфа Рака и М67, Юпитер - Регул, Сатурн - бета Скорпиона, Уран - эпислон Рыб, Нептун - сигма Водолея.

Обзор небесных объектов сентября - в журнале Небосвод за сентябрь 2009 года .

Основные астрономические явления недели

07 сентября, 02 часа 28 минут (UT) - Покрытие на 4 секунды звезды TYC 1800-02201-1 (6.3m) из созвездия Тельца (Плеяды) астероидом (2520) Novorossijsk.

08 сентября, ночь - Долгопериодическая звезда X Единорога близ максимума блеска (6,4m).

09 сентября, 22 часа 00 минут (UT) - Метеорный поток Сентябрьские эпсилон-Персеиды - в максимуме действия (зенитное часовое число - ZHR - 6).

10 сентября, утро - Луна (Ф= 0,09) близ Венеры и Марса.

11 сентября, 03 часа 54 минуты - Покрытие Луной (Ф= 0,05) звезды омикрон Льва (3,5m).

12 сентября, утро - Луна (Ф= 0,01 близ Юпитера).

13 сентября, 07 часов 41 минута - Начало частного солнечного затмения на Земле.

13 сентября, 09 часов 41 минута - Новолуние.

Данные на середину месяца 15.09.2015:

Астероид Чайка (№1671) в созвездии Девы

Астероид Ярославль (№15212) в созвездии Стрельца

Астероид Ушаков (№ 3010) в созвездии Рака

(более подробную информацию можно найти на сайте http://minorplanetcenter.net/iau/mpc.html).