Восход: 07:26
Отправить заявку

Астрономическая неделя

19.03.2015

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ С 16 МАРТА ПО 22 МАРТА 2015 ГОДА

На данной неделе состоится главное астрономическое событие года - полное солнечное затмение. Подробные сведения о нем можно найти в статье на Астронет. Кроме этого небесного шоу неделя насыщена и другими астрономическими событиями. Так 17 марта долгопериодические переменные звезды S Девы и R Андромеды достигнут максимума блеска (6m), 18 марта - Меркурий пройдет в 1,5 гр. южнее планеты Нептун, 21 марта по московскому времени наступит весеннее равноденствие и начало астрономической весны в северном полушарии и осени - в южном. В этот же день долгопериодическая переменная звезда R Малого Льва достигнет максимума блеска (6,2m), а также произойдут покрытия Луной (Ф= 0,02) планеты Уран и планеты Марс (Ф= 0,04). К сожалению, оба покрытия не видны на территории России и СНГ.

Продолжается период, когда спутники Юпитера (помимо того, что покрываются и затмеваются самой планетой и проходят перед ней) покрываются друг другом. Например, 16 марта Каллисто покроет Европу, а 17 марта Ганимед покроет Европу.Подробная таблица соединений. Конфигурации спутников можно уточнить по графику в КН на март.

Из планет Солнечной системы: Меркурий виден по утрам в самых южных районах страны, Венера, Марс и Уран имеет вечернюю видимость, Юпитер доступен для наблюдений большую часть ночи, а Сатурн присутствует на утреннем небе. Нептун не виден. 4 ярких планеты доступны невооруженному глазу, а Меркурий и Уран можно найти в бинокль.

Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб и Овна, обладая утренней и вечерней видимостью. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Стрельца, красуясь по утрам низко над горизонтом в виде стареющего серпа с фазой около 0,2. В середине первого дня недели Луна покинет созвездие Стрельца, начав путешествие по созвездию Козерога, которое продлится до 18 марта. Тогда самый тонкий серп еще можно будет обнаружить на фоне утренней зари. В преддверии полного солнечного затмения Луна посетит созвездие Водолея, сблизившись с Нептуном, и во второй половине дня перейдет в созвездие Рыб, где и произойдет это замечательное явление. Описание полного затмения имеется, в том числе, в журнале Небосвод за март 2015 года http://www.astronet.ru/db/news/ . Закончив это феерическое зрелище, Луна выйдет на вечернее небо и продолжит путь по созвездию Рыб, покрыв 21 марта Уран и Марс. Но оба покрытия не видны в России. Постепенно увеличивая высоту над вечерним горизонтом и фазу, лунный серп устремится к Венере, южнее которой при фазе 0,09 будет красоваться в вечерних сумерках 22 марта.

Из комет высоким блеском (около 7m) обладает C/2014 Q2 (Lovejoy), которая поднимается к северу по созвездию Кассиопеи при достаточно благоприятной видимости. Март и апрель небесная странница будет находиться в созвездии Кассиопеи, поэтому в этот период названия комета Лавджоя и Кассиопея будут неразделимы. Набирает яркость комета 88P/Howell в созвездии Козерога (ярче 10m), но условия ее видимости далеки от благоприятных. Недавно открытые кометы C/2015 C2 (SWAN), C/2015 D1 (SOHO) и C/2015 D4 (BORISOV) интересны своей незаурядностью, но наблюдать их в малые телескопы не представляется возможным. Карты путей комет и астероидов - в КН на март.

Среди астероидов самый высокий блеск (8,0m) имеет Веста, перемещающаяся к востоку по созвездию Козерога и Водолея, но условия ее видимости далеки от благоприятных из-за близости к Солнцу. К северу по созвездию Рака движется Юнона (9,2m),которая находится несколько южнее Юпитера с весьма благоприятными условиями видимости.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: S VIR (7,0m) - 17 марта, R AND (6,9m) - 17 марта, R LMI (7,1m) - 21 марта, T AQR (7,7m) - 22 марта.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля на данной неделе: Луна - Меркурий, Луна - Нептун, Луна - Марс, Луна - Венера, Луна - Уран, Меркурий - Нептун, Марс - Уран, Юпитер - М44 (Ясли), Сатурн - бета Скорпиона, Уран - дельта Рыб, Нептун - сигма Водолея, C/2015 C2 (SWAN) - Марс, C/2014 Q2 (Lovejoy) - дельта Кассиопеи, Юнона - бета Рака, Флора - эпсилон Льва.

Обзорное описание мартовского неба - в журнале Небосвод за март 2009 года.

Новости любительской астрономии на АСТРОНЕТ - http://vo.astronet.ru/planet .

Основные астрономические явления недели

16 марта, вечер - Долгопериодическая переменная звезда S Девы близ максимума блеска (6,0m).

17 марта, утро - Долгопериодическая переменная звезда R Андромеды близ максимума блеска (6,0m).

18 марта, 06 часов 20 минут - Меркурий проходит в 1,5 гр. южнее планеты Нептун.

19 марта, 22 часа 37 минут - Луна (Ф=0,01) в перигее на наименьшем расстоянии от Земли - 357583 км.

20 марта, 12 часов 10 минут - Начало полного солнечного затмения для Земли.

20 марта, 12 часов 36 минут - Новолуние.

21 марта, 01 час 45 минут - Весеннее равноденствие (Солнце пересекает небесный экватор)

22 марта, вечер - Луна (Ф= 0,08) близ Венеры.

Данные на середину месяца 15.03.2015:

Астероид Чайка (№1671) в созвездии Девы

Астероид Ярославль (№15212) в созвездии Стрельца

Астероид Ушаков (№ 3010) в созвездии Близнецов

(более подробную информацию можно найти на сайте http://minorplanetcenter.net/iau/mpc.html).